Свято-Троицкий Кафедральный Собор г. Пскова

Свято-Троицкий Кафедральный Собор г. Пскова Свято-Троицкий Кафедральный Собор г. Пскова

Свято-Троицкий кафедральный собор, жемчужина Псковского кремлевского ансамбля, его сердце, и неизменный символ старого Пскова. Его история началась практически тогда же, когда и история самого города, и с тех пор местные жители не разделяли свой родной город и Троицкий собор, называя Псков «Домом Святой Троицы».

Издревле собор был центром общественной и государственной жизни, а сегодня это не только действующий собор, но и культурный памятник регионального значения, находящийся под охраной государства.

Первый собор (X в.)

Изначальный Свято-Троицкий собор, построенный по повелению великой княгини Ольги был деревянным. Простоял он недолго, около 180 лет, и трагически сгорел во время пожара. Стоит отметить, что на его время выпали важные исторические события, связанные с зарождением и становлением Пскова как самостоятельного города. В свои славные годы Псков смотрел на Москву как на ровню. Уже на рубеже XI-XII столетий Псков считался одним из «стольных градов», то есть городом, в котором пребывали представители княжеской семьи. Первым наместником великого князя киевского Владимира сюда был направлен один из его младших сыновей Судислав, который и стал первым псковским князем после кончины своего отца в 1015 году. Ничего не известно об участии Судислава в междоусобице братьев его Владимировичей, однако в 1036 году, после кончины Мстислава, Ярослав Мудрый внезапно захватил Судислава и отправил его в заточение, в котором несчастный князь пробыл следующие 23 года, пережив самого Ярослава и оставшись последним живым сыном равноапостольного князя Владимира. По прошествии указанных лет племянники заточенного князя высвободили его из «поруба» и потребовали отказаться от права на киевский престол, которым Судислав безусловно владел по преимуществу перед своими племянниками. Смирившись, Судислав удалился в Киевский Георгиевский монастырь, где и почил монахом в 1063 году. Как преподобный затворник он местно чтится в Соборе Псковских святых.

Тем временем жители Пскова призвали второго князя, на смену киевскому наместнику. Князем этим не случайно стал изгнанный из Новгорода и пребывавший на то время в Киеве Всеволод-Гавриил – псковичи помнили славные походы объединенного новгородско-псковского войска, оборонявшего северные русские земли от Полоцкого княжества и нападений прибалтийских племен. С призванием псковичами нового князя, несчастным случаем заканчивается история первого, изначального Свято-Троицкого храма. Но и в этом событии несомненно видится Промысел Божий – ведь перестраивавшийся храм каждый раз становился все краше и величественнее прежнего.

Второй собор (XII в.)

В 1138 году, по указу князя Всеволода-Гавриила, Троицкий храм восстановили. По одним сведениям – то же деревянным (каменный построили ок. 1180-1190 гг.), по другим – каменным. Исследователи предполагают, что строительством каменного собора занимались смоленцы, поскольку в то время псковская школа зодчества еще не сформировалась. Известно, что позже здесь и почивали мощи святого князя Всеволода-Гавриила.

С возобновленным, вторым Свято-Троицким собором связаны знаменательные события. В 1242 году, перед началом знаменитого Ледового побоища, здесь молился о победе над ливонскими рыцарями сам благоверный князь Александр Ярославич Невский. Как известно, 5 апреля на Чудском озере он разбил войско немецких захватчиков. Здесь же, в Псковском соборе, молился и брат Александра Невского – Ярослав Ярославич, в будущем – Великий князь владимирский.

В 1266 году к Пскову подходит бежавший из Литвы князь Довмонт, сын Миндовга. В это время в Литве разгорается междоусобица, не желая участвовать в которой, Довмонт просится в Псков ради памяти своей тетки – блаженной Евпраксии, основавшей в Пскове монастырь Рождества Иоанна Предтечи. Псковичи принимают литовского князя с его дружиной. В Троицком соборе Довмонт принимает крещение с именем Тимофей. 33 года он княжил в славном Пскове. Под его доблестным предводительством малочисленная дружина сокрушала превосходящие ее по численности в 8 раз литовские отряды, обращала в бегство полки немецких рыцарей. В Троицком соборе князь ни раз молился перед битвами, и сюда же он приходил, чтобы совершить благодарственный молебен после очередного сражения. Последняя победа Довмонта над немцами была в 1299 году, за несколько дней до его кончины. После этой победы Псков в течение 40 лет укреплялся, расцветал и набирал мощь. Князь Довмонт жил с псковичами душа в душу. Он построил в городе множество храмов, при нем была построена вторая стена, получившая его имя. Действительно, всей своей жизнью славный князь доказал свою неутомимую, бескорыстную любовь к Богу и Его Церкви.

Милостью Божией, в эти времена Псков обрел великую славу, в эти годы закладывался фундамент его мощи и расцвета. И перекрестком всех путей его созидания непременно был Свято-Троицкий собор, восстановленный после пожара. Но, Промыслом Божиим, в будущем его ждали все новые и новые изменения.

Третий собор (XIV в.)

О ней не так уж и много сведений, как и о двух предыдущих. Но кое-какие предположения делать можно.

Постепенно свод крупного и устремленного ввысь храма с единственной мощной главой, вереницей кровель и множеством построек вконец обветшал. И в 1363 г. он просто рухнул. На его фундаменте и был возведен в камне третий Троицкий собор. Он, по мнению ученых, собирающих по крупицам его историю, стал самым замечательным.

Очередное здание главного храма Псковщины, неоднократно и явно промыслом Божиим воскресавшее буквально из пепла, сыграло ключевую роль в развитии местной архитектурной традиции.

Отличие архитектуры третьей постройки от предыдущих было заметным, и его можно наблюдать сейчас.

Так, на старинных иконах можно рассмотреть сохранившиеся изображения всех церквей.

Третья была трехглавая. А его ближайшая предшественница, вторая, не менее красивая и величественная, имела лишь одну главу.

Но есть и более яркие моменты.

Во-первых, это строительство посвящалось освобождению Пскова от новгородской зависимости. Чтобы как можно ярче продемонстрировать самостоятельность вольного града, мастера решили максимально абстрагироваться от новгородских традиций.

Во-вторых, для возведения третьего соборного здания с двумя приделами псковские зодчие выбрали местный известняк и использовали приемы деревянного зодчества.

В-третьих, стены треглавой церкви были мастерски расписаны красивейшими фресками.

И еще об одном моменте надо сказать отдельно. Исполнителям удалось совершить воистину невозможное. В местном градостроении была невероятным образом воплощена идея Соборной Церкви, ставшей образом и подобием горнего Иерусалима, Небесного дома Святой и Нераздельной Троицы.

Кто же был автором сего дивного проекта? Летописи скудно описывают эти нюансы. Но интересно мнение ряда специалистов об авторстве. Многие исследователи полагают, что это был мастер Кирилл, возглавивший команду псковских зодчих…

Но, увы, их детищу, соборному зданию главного храма земли псковской было отведено всего четверть века. Ведь, как не раз сообщают летописи, в XVI веке и в первой половине XVII Псков очень страдал от опустошающих пожаров.

Очередной случился в 1609 г. Огонь не пощадил и Троицкий собор, который успел к тому времени сильно обветшать. Сжигая все на своем пути, пламя перекинулось на территорию кремля и безжалостно, почти полностью уничтожило намоленные стены соборного здания…

Все, что тогда уцелело, так это мощи князя Всеволода Мстиславича и гробница князя Довмонта.

Смутные были времена, тяжкие для России-матушки. В стране бесчинствовали, постепенно разоряя ее, польско-литовские войска. Безжалостно на части раздирали державу нашу и внутренние раздоры.

Не до серьезной реставрации главной святыни Псковщины было. Вот и обошлось дело обновлением или, говоря современным языком, косметическим ремонтом. Ведь, несмотря на сильные повреждения и на то, что дни его были сочтены, Троицкий собор простоял еще несколько десятилетий. Основа его, несмотря на перестройки, оставалась неизменной.

Здесь спустя почти восемьдесят лет, при Петре Алексеевиче, который еще не получил статус императора, Петра Великого, и было развернуто строительство нынешнего, последнего соборного здания.

Здание стало свидетелем самых разных событий. Вот только несколько из них…

В 1472 г. порог собора переступила Софья Палеолог. В честь невесты Великого князя Московского Ивана III, покорившей сердца горожан своей горячей молитвой и соблюдением всех обрядов Греческой Церкви, был отслужен молебен. Царевна, тронутая теплым приемом, при отъезде заверила псковичей в своем заступничестве пред Государем.

В 1510 г. Псковская республика была присоединена к Москве. Тогда вместо корсунского соборного колокола, звавшего псковичей на вече и увезенного в Москву, новый был прислан через несколько лет Великим князем Московским.

В 1570 г. в стенах собора молился Иоанн Грозный. Царь приложился тогда и к мощам св. князя Всеволода, и мечу его поклонился.

А в 1581 г., когда город окружили полчища Стефана Батория, псковичи слезно молились Пресвятой Троице о помощи. И враг, будучи повержен и посрамлен, так и ушел ни с чем.

С 1589 г., когда была учреждена Псковская епархия, Троицкий собор носит статус кафедрального.

В 1613 г. здесь молились Господу о восшествии на престол державы русской Михаила Феодоровича Романова…

После пожара 1609 г., когда все, кроме раки с мощами Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, сгорело, в собор установили новый, точно такой же дубовый Ольгин крест.

Четвертый собор (XVII в.)

Нынешнее соборное здание – последнее в его истории. Без него уже и не представить городскую панораму. Но он не сразу приобрел сей дивный вид. Что известно об этом периоде не раз перестраиваемого собора?

Что пережили в разные периоды стены постройки, уже ничем не напоминающей классическую местную архитектуру?

На первом этапе Северной войны военные бури обошли стороной Псков, который ранее крепко страдал от них. Петр укрепил прифронтовой город, постановив здесь базу русских войск.

Но после отхождения прибалтийских земель России после 1710 г. город прекратился в глубокий тыл. Военные опасности, возникавшие для него, не нарушили покой в 1812 г., в Первую мировую войну.

Оказавшись далеко от государственных рубежей, Псков стал мирным, провинциальным городом, в котором не случалось громких событий, а жизнь текла медленно и однообразно. О былых сражениях напоминали только следы на крепостных стенах.

Что же Троицкий собор? Центр «тишайшей» епархии все силы направил на духовное просвещение местной паствы и служение Господу.

Архитектурные особенности:

Строительство началось в 1682 г. при митрополите Маркелле. Новые стены поднимали на старом, но крепком фундаменте с использованием известковых тесаных плит. Работы шли тяжело, и завершились только через 17 лет, при митрополите Иосифе.

Мастера старательно выдерживали сложившуюся к тому моменту московскую архитектурную традицию. (Нынешний вид ему был придан уже в 1699 г., когда он и был освящен.) В отличие от традиционных местных церквушек с неровными из неотесанного известняка стенами, здание отстраивалось из тесаных плит. Поэтому плоскости его фасадов, скупо украшенные декоративными элементами, выглядели геометрически правильно.

Масштабная на тот момент постройка была заметна не только из любого уголка Пскова. Сверкающие на солнце главы Свято-Троицкого собора, достигшего 78 м в высоту, видны были с расстояния в 56 верст.

Из-за неравномерной осадки, случившейся через десятилетия, рабочие вынуждены были заложить кирпичом открытые галереи по бокам. Для более надежного укрепления строения в 1770 г. вокруг четверика были воздвигнуты контрфорсы. После оштукатуривания наружных стен собор и стал таким, каким мы его сейчас видим.

Пятиглавый. Стройный. По духу – московский. Пускай и без настенных росписей, погибших в последнем пожаре, зато с неимоверной красоты иконостасом с позолоченной резьбой, двумя уровнями окон, двумя приделами в южном и северном рукавах, обозначенными башенками с небольшими главами, с высокой галереей, опоясывающей с трех сторон, с крытой лестницей на второй этаж и винтовой – на хоры, княжескими погребениями, со святынями и подцерковьем…

Стройную и белоснежную двухэтажную постройку с главным кубическим четвериком венчает массивное, установленное ближе к восточной части относительно центральной точки здания, пятиглавье, традиционное для московского зодчества XVII в. По православной традиции, из пяти глав центральная (покрытая позолотой) посвящена Иисусу Христу, а остальные – четырем Евангелистам.

Нижний ярус многоярусного соборного здания (возможно, служил подклетом во времена старого собора) занят с 1903 г. храмом, освященным во имя Серафима Саровского, с древней усыпальницей, расположенной за алтарем.

Рядом с собором находится многоярусная колокольня с башенными часами и ярусными пролетами звона. Построенная в традициях классицизма на месте башни «Радчине всходе» в XVIII в., квадратная в плане, увенчанная остроконечным шпилем со крестом, колокольня составила с соборным зданием гармоничный архитектурный ансамбль. Хотя стилистически и конфликтует с остальными частями постройки.

В 1699 г., который считается годом освящения собора, колокольни еще не было. Скорее, ее возвели после окончания строительства. Нынешняя постройка не похожа на предшественницу, верх которой изначально был сделан из дерева. После пожаров 1770 и 1778 гг. ее строили уже из кирпича. А потом на башне появились и часы, которые чуть позже сменили новые, от немецких мастеров. Кстати, многие колокола сегодняшней звонницы – древние. Самый старый относят к 1526 году.

За 320 лет собор пережил и радости, и печали. Но, если до революции поводов для радости было больше, то буквально в первые десятилетия после прихода советской власти святыня несколько раз оказывалась на грани гибели.

В 1919 г. безбожники вскрыли мощи святого князя Всеволода (Гавриила). В двадцатых годах здание перешло в руки обновленцев, но пустовало, посему как в Пскове обновленчество не прижилось. В 1936 г. Троицкий собор хотели исключить из списка «памятников», и собирались его взорвать. Но власти переменили решение, и открыли тут 1 мая 1939 г. антирелигиозный музей.

Во второй раз собор чуть не погиб за год до Великой Победы. Фашисты, покидая Псков, заминировали здание. Советские саперы избавили древний храм от полного разрушения, хотя и сработали установленные на солее мины.

Богослужения в соборе начали совершаться с августа 1941-го, и никогда больше не прекращались.

Красавец-собор вместе с колокольней выполняет роль центрального, заглавного элемента в градостроительной структуре города. А при входе внутрь впечатление только усиливается…

Настолько здесь красиво. Настолько душевно. Как будто ты попадаешь на Небо… Все как бы устремлено туда, ввысь. Этому способствуют не только конструктивные особенности основного объема, великолепная освещенность за счет двух ярусов окон, отсутствие росписей, а и, конечно, постоянные молитвы, буквально пропитавшие стены за столько лет…

Собор – шестипрестольный, его приделы размещены так:

  1. слева от центрального Троицкого престола – придел в честь св. блгв. кн. Всеволода (Гавриила);
  2. справа – храм в честь св. равноапостольной княгини Ольги;
  3. северный рукав галереи занимает церковь в честь св. блгв. кн. Александра Невского:
  4. южный рукав занят приделом во имя Казанской иконы Божией Матери;
  5. в высоком подклете устроен храм в честь Серафима Саровского.

Интерьер собора украшает главный его элемент, уникальный, почти ровесник храма, семиярусный иконостас в позолоте и богатейшей резьбе с распятием, венчающим его. Иконы для этой уникальной конструкции писались, по информации исследователей, мастерами московской Оружейной палаты во главе с иконописцем Федором Васильевым.

В 42-метровый иконостас вмещено 7 рядов икон:

  • деисусный;
  • праотеческий;
  • праздничный;
  • пророческий;
  • местный;
  • иконы, изображающие Страсти Господни, занявшие два верхних яруса.

В Псков ежедневно отовсюду стекаются паломники, чтобы поклониться и приложиться к святыням, почивающим в соборе. Это и иконы Божией Матери, мощи псковских святых, и многое другое.

Собор действующий, богослужения совершаются дважды в день.

Храмовый праздник в соборе – день памяти княгини Ольги, отмечаемый 11 июля при большом стечении верующих.

Троицкий собор – памятник федерального значения и внесен в список памятников особо охраняемых государством.

Утренние и вечерние богослужения в кафедральном соборе совершаются ежедневно. С понедельника по субботу утренние Богослужения начинаются в 9:00, в воскресенье ранняя Божественная литургия начинается в 7:00, поздняя – в 10:00. В весенне-летний период вечерние Богослужения совершаются с 18:00, а в осенне-зимний – с 17:00.

Режим работы: ежедневно с 8:00 до 20:00

Первый собор (X в.)

Изначальный Свято-Троицкий собор, построенный по повелению великой княгини Ольги был деревянным. Простоял он недолго, около 180 лет, и трагически сгорел во время пожара. Стоит отметить, что на его время выпали важные исторические события, связанные с зарождением и становлением Пскова как самостоятельного города. В свои славные годы Псков смотрел на Москву как на ровню. Уже на рубеже XI-XII столетий Псков считался одним из «стольных градов», то есть городом, в котором пребывали представители княжеской семьи. Первым наместником великого князя киевского Владимира сюда был направлен один из его младших сыновей Судислав, который и стал первым псковским князем после кончины своего отца в 1015 году. Ничего не известно об участии Судислава в междоусобице братьев его Владимировичей, однако в 1036 году, после кончины Мстислава, Ярослав Мудрый внезапно захватил Судислава и отправил его в заточение, в котором несчастный князь пробыл следующие 23 года, пережив самого Ярослава и оставшись последним живым сыном равноапостольного князя Владимира. По прошествии указанных лет племянники заточенного князя высвободили его из «поруба» и потребовали отказаться от права на киевский престол, которым Судислав безусловно владел по преимуществу перед своими племянниками. Смирившись, Судислав удалился в Киевский Георгиевский монастырь, где и почил монахом в 1063 году. Как преподобный затворник он местно чтится в Соборе Псковских святых.

Тем временем жители Пскова призвали второго князя, на смену киевскому наместнику. Князем этим не случайно стал изгнанный из Новгорода и пребывавший на то время в Киеве Всеволод-Гавриил – псковичи помнили славные походы объединенного новгородско-псковского войска, оборонявшего северные русские земли от Полоцкого княжества и нападений прибалтийских племен. С призванием псковичами нового князя, несчастным случаем заканчивается история первого, изначального Свято-Троицкого храма. Но и в этом событии несомненно видится Промысел Божий – ведь перестраивавшийся храм каждый раз становился все краше и величественнее прежнего.

Второй собор (XII в.)

В 1138 году, по указу князя Всеволода-Гавриила, Троицкий храм восстановили. По одним сведениям – то же деревянным (каменный построили ок. 1180-1190 гг.), по другим – каменным. Исследователи предполагают, что строительством каменного собора занимались смоленцы, поскольку в то время псковская школа зодчества еще не сформировалась. Известно, что позже здесь и почивали мощи святого князя Всеволода-Гавриила.

С возобновленным, вторым Свято-Троицким собором связаны знаменательные события. В 1242 году, перед началом знаменитого Ледового побоища, здесь молился о победе над ливонскими рыцарями сам благоверный князь Александр Ярославич Невский. Как известно, 5 апреля на Чудском озере он разбил войско немецких захватчиков. Здесь же, в Псковском соборе, молился и брат Александра Невского – Ярослав Ярославич, в будущем – Великий князь владимирский.

В 1266 году к Пскову подходит бежавший из Литвы князь Довмонт, сын Миндовга. В это время в Литве разгорается междоусобица, не желая участвовать в которой, Довмонт просится в Псков ради памяти своей тетки – блаженной Евпраксии, основавшей в Пскове монастырь Рождества Иоанна Предтечи. Псковичи принимают литовского князя с его дружиной. В Троицком соборе Довмонт принимает крещение с именем Тимофей. 33 года он княжил в славном Пскове. Под его доблестным предводительством малочисленная дружина сокрушала превосходящие ее по численности в 8 раз литовские отряды, обращала в бегство полки немецких рыцарей. В Троицком соборе князь ни раз молился перед битвами, и сюда же он приходил, чтобы совершить благодарственный молебен после очередного сражения. Последняя победа Довмонта над немцами была в 1299 году, за несколько дней до его кончины. После этой победы Псков в течение 40 лет укреплялся, расцветал и набирал мощь. Князь Довмонт жил с псковичами душа в душу. Он построил в городе множество храмов, при нем была построена вторая стена, получившая его имя. Действительно, всей своей жизнью славный князь доказал свою неутомимую, бескорыстную любовь к Богу и Его Церкви.

Милостью Божией, в эти времена Псков обрел великую славу, в эти годы закладывался фундамент его мощи и расцвета. И перекрестком всех путей его созидания непременно был Свято-Троицкий собор, восстановленный после пожара. Но, Промыслом Божиим, в будущем его ждали все новые и новые изменения.

Третий собор (XIV в.)

О ней не так уж и много сведений, как и о двух предыдущих. Но кое-какие предположения делать можно.

Постепенно свод крупного и устремленного ввысь храма с единственной мощной главой, вереницей кровель и множеством построек вконец обветшал. И в 1363 г. он просто рухнул. На его фундаменте и был возведен в камне третий Троицкий собор. Он, по мнению ученых, собирающих по крупицам его историю, стал самым замечательным.

Очередное здание главного храма Псковщины, неоднократно и явно промыслом Божиим воскресавшее буквально из пепла, сыграло ключевую роль в развитии местной архитектурной традиции.

Отличие архитектуры третьей постройки от предыдущих было заметным, и его можно наблюдать сейчас.

Так, на старинных иконах можно рассмотреть сохранившиеся изображения всех церквей.

Третья была трехглавая. А его ближайшая предшественница, вторая, не менее красивая и величественная, имела лишь одну главу.

Но есть и более яркие моменты.

  • Во-первых, это строительство посвящалось освобождению Пскова от новгородской зависимости. Чтобы как можно ярче продемонстрировать самостоятельность вольного града, мастера решили максимально абстрагироваться от новгородских традиций.
  • Во-вторых, для возведения третьего соборного здания с двумя приделами псковские зодчие выбрали местный известняк и использовали приемы деревянного зодчества.
  • В-третьих, стены треглавой церкви были мастерски расписаны красивейшими фресками.

И еще об одном моменте надо сказать отдельно. Исполнителям удалось совершить воистину невозможное. В местном градостроении была невероятным образом воплощена идея Соборной Церкви, ставшей образом и подобием горнего Иерусалима, Небесного дома Святой и Нераздельной Троицы.

Кто же был автором сего дивного проекта? Летописи скудно описывают эти нюансы. Но интересно мнение ряда специалистов об авторстве. Многие исследователи полагают, что это был мастер Кирилл, возглавивший команду псковских зодчих…

Но, увы, их детищу, соборному зданию главного храма земли псковской было отведено всего четверть века. Ведь, как не раз сообщают летописи, в XVI веке и в первой половине XVII Псков очень страдал от опустошающих пожаров.

Очередной случился в 1609 г. Огонь не пощадил и Троицкий собор, который успел к тому времени сильно обветшать. Сжигая все на своем пути, пламя перекинулось на территорию кремля и безжалостно, почти полностью уничтожило намоленные стены соборного здания...

Все, что тогда уцелело, так это мощи князя Всеволода Мстиславича и гробница князя Довмонта.

Смутные были времена, тяжкие для России-матушки. В стране бесчинствовали, постепенно разоряя ее, польско-литовские войска. Безжалостно на части раздирали державу нашу и внутренние раздоры.

Не до серьезной реставрации главной святыни Псковщины было. Вот и обошлось дело обновлением или, говоря современным языком, косметическим ремонтом. Ведь, несмотря на сильные повреждения и на то, что дни его были сочтены, Троицкий собор простоял еще несколько десятилетий. Основа его, несмотря на перестройки, оставалась неизменной.

Здесь спустя почти восемьдесят лет, при Петре Алексеевиче, который еще не получил статус императора, Петра Великого, и было развернуто строительство нынешнего, последнего соборного здания.

Здание стало свидетелем самых разных событий. Вот только несколько из них…

В 1472 г. порог собора переступила Софья Палеолог. В честь невесты Великого князя Московского Ивана III, покорившей сердца горожан своей горячей молитвой и соблюдением всех обрядов Греческой Церкви, был отслужен молебен. Царевна, тронутая теплым приемом, при отъезде заверила псковичей в своем заступничестве пред Государем.

В 1510 г. Псковская республика была присоединена к Москве. Тогда вместо корсунского соборного колокола, звавшего псковичей на вече и увезенного в Москву, новый был прислан через несколько лет Великим князем Московским.

В 1570 г. в стенах собора молился Иоанн Грозный. Царь приложился тогда и к мощам св. князя Всеволода, и мечу его поклонился.

А в 1581 г., когда город окружили полчища Стефана Батория, псковичи слезно молились Пресвятой Троице о помощи. И враг, будучи повержен и посрамлен, так и ушел ни с чем.

С 1589 г., когда была учреждена Псковская епархия, Троицкий собор носит статус кафедрального.

В 1613 г. здесь молились Господу о восшествии на престол державы русской Михаила Феодоровича Романова…

После пожара 1609 г., когда все, кроме раки с мощами Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, сгорело, в собор установили новый, точно такой же дубовый Ольгин крест.

Четвертый собор (XVII в.)

Нынешнее соборное здание – последнее в его истории. Без него уже и не представить городскую панораму. Но он не сразу приобрел сей дивный вид. Что известно об этом периоде не раз перестраиваемого собора?

Что пережили в разные периоды стены постройки, уже ничем не напоминающей классическую местную архитектуру?

На первом этапе Северной войны военные бури обошли стороной Псков, который ранее крепко страдал от них. Петр укрепил прифронтовой город, постановив здесь базу русских войск.

Но после отхождения прибалтийских земель России после 1710 г. город прекратился в глубокий тыл. Военные опасности, возникавшие для него, не нарушили покой в 1812 г., в Первую мировую войну.

Оказавшись далеко от государственных рубежей, Псков стал мирным, провинциальным городом, в котором не случалось громких событий, а жизнь текла медленно и однообразно. О былых сражениях напоминали только следы на крепостных стенах.

Что же Троицкий собор? Центр «тишайшей» епархии все силы направил на духовное просвещение местной паствы и служение Господу.

Архитектурные особенности

Строительство началось в 1682 г. при митрополите Маркелле. Новые стены поднимали на старом, но крепком фундаменте с использованием известковых тесаных плит. Работы шли тяжело, и завершились только через 17 лет, при митрополите Иосифе.

Мастера старательно выдерживали сложившуюся к тому моменту московскую архитектурную традицию. (Нынешний вид ему был придан уже в 1699 г., когда он и был освящен.) В отличие от традиционных местных церквушек с неровными из неотесанного известняка стенами, здание отстраивалось из тесаных плит. Поэтому плоскости его фасадов, скупо украшенные декоративными элементами, выглядели геометрически правильно.

Масштабная на тот момент постройка была заметна не только из любого уголка Пскова. Сверкающие на солнце главы Свято-Троицкого собора, достигшего 78 м в высоту, видны были с расстояния в 56 верст.

Из-за неравномерной осадки, случившейся через десятилетия, рабочие вынуждены были заложить кирпичом открытые галереи по бокам. Для более надежного укрепления строения в 1770 г. вокруг четверика были воздвигнуты контрфорсы. После оштукатуривания наружных стен собор и стал таким, каким мы его сейчас видим.

Пятиглавый. Стройный. По духу – московский. Пускай и без настенных росписей, погибших в последнем пожаре, зато с неимоверной красоты иконостасом с позолоченной резьбой, двумя уровнями окон, двумя приделами в южном и северном рукавах, обозначенными башенками с небольшими главами, с высокой галереей, опоясывающей с трех сторон, с крытой лестницей на второй этаж и винтовой – на хоры, княжескими погребениями, со святынями и подцерковьем…

Стройную и белоснежную двухэтажную постройку с главным кубическим четвериком венчает массивное, установленное ближе к восточной части относительно центральной точки здания, пятиглавье, традиционное для московского зодчества XVII в. По православной традиции, из пяти глав центральная (покрытая позолотой) посвящена Иисусу Христу, а остальные - четырем Евангелистам.

Нижний ярус многоярусного соборного здания (возможно, служил подклетом во времена старого собора) занят с 1903 г. храмом, освященным во имя Серафима Саровского, с древней усыпальницей, расположенной за алтарем.

Рядом с собором находится многоярусная колокольня с башенными часами и ярусными пролетами звона. Построенная в традициях классицизма на месте башни «Радчине всходе» в XVIII в., квадратная в плане, увенчанная остроконечным шпилем со крестом, колокольня составила с соборным зданием гармоничный архитектурный ансамбль. Хотя стилистически и конфликтует с остальными частями постройки.

В 1699 г., который считается годом освящения собора, колокольни еще не было. Скорее, ее возвели после окончания строительства. Нынешняя постройка не похожа на предшественницу, верх которой изначально был сделан из дерева. После пожаров 1770 и 1778 гг. ее строили уже из кирпича. А потом на башне появились и часы, которые чуть позже сменили новые, от немецких мастеров. Кстати, многие колокола сегодняшней звонницы - древние. Самый старый относят к 1526 году.

За 320 лет собор пережил и радости, и печали. Но, если до революции поводов для радости было больше, то буквально в первые десятилетия после прихода советской власти святыня несколько раз оказывалась на грани гибели.

В 1919 г. безбожники вскрыли мощи святого князя Всеволода (Гавриила). В двадцатых годах здание перешло в руки обновленцев, но пустовало, посему как в Пскове обновленчество не прижилось. В 1936 г. Троицкий собор хотели исключить из списка «памятников», и собирались его взорвать. Но власти переменили решение, и открыли тут 1 мая 1939 г. антирелигиозный музей.

Во второй раз собор чуть не погиб за год до Великой Победы. Фашисты, покидая Псков, заминировали здание. Советские саперы избавили древний храм от полного разрушения, хотя и сработали установленные на солее мины.

Богослужения в соборе начали совершаться с августа 1941-го, и никогда больше не прекращались.

Красавец-собор вместе с колокольней выполняет роль центрального, заглавного элемента в градостроительной структуре города. А при входе внутрь впечатление только усиливается…

Настолько здесь красиво. Настолько душевно. Как будто ты попадаешь на Небо… Все как бы устремлено туда, ввысь. Этому способствуют не только конструктивные особенности основного объема, великолепная освещенность за счет двух ярусов окон, отсутствие росписей, а и, конечно, постоянные молитвы, буквально пропитавшие стены за столько лет...

Собор - шестипрестольный, его приделы размещены так:

  1. слева от центрального Троицкого престола - придел в честь св. блгв. кн. Всеволода (Гавриила);
  2. справа - храм в честь св. равноапостольной княгини Ольги;
  3. северный рукав галереи занимает церковь в честь св. блгв. кн. Александра Невского:
  4. южный рукав занят приделом во имя Казанской иконы Божией Матери;
  5. в высоком подклете устроен храм в честь Серафима Саровского.

Интерьер собора украшает главный его элемент, уникальный, почти ровесник храма, семиярусный иконостас в позолоте и богатейшей резьбе с распятием, венчающим его. Иконы для этой уникальной конструкции писались, по информации исследователей, мастерами московской Оружейной палаты во главе с иконописцем Федором Васильевым.

Настоятель: иеромонах Алексий (Годлевский) Настоятель: иеромонах Алексий (Годлевский) В 42-метровый иконостас вмещено 7 рядов икон:

  • деисусный;
  • праотеческий;
  • праздничный;
  • пророческий;
  • местный;
  • иконы, изображающие Страсти Господни, занявшие два верхних яруса.

В Псков ежедневно отовсюду стекаются паломники, чтобы поклониться и приложиться к святыням, почивающим в соборе. Это и иконы Божией Матери, мощи псковских святых, и многое другое.

Собор действующий, богослужения совершаются дважды в день.

Храмовый праздник в соборе - день памяти княгини Ольги, отмечаемый 11 июля при большом стечении верующих.

Троицкий собор - памятник федерального значения и внесен в список памятников особо охраняемых государством.

  • Адрес: г. Псков, Псковский Кремль, 1
  • Официальный сайт: soborpskov.ru
  • Электронная почта: soborpskov@yandex.ru
  • Контактный телефон: +7(811)272-40-59 (администрация), +7(8112)72-71-52 (лавка)
  • Группа ВКонтакте: https://vk.com/troitsky_sobor_pskov
  • Группа ВКонтакте: https://vk.com/club153869998 (группа Воскресной школы)
  • Группа ВКонтакте: https://vk.com/krompskov (группа паломнического центра "Троицкий")

9 ноября 2022 г.

×